Listen To Your Heart(c)
Наконец-то посмотрела. Преодолевая собственную лень, напишу, а то забуду.
Мне фильм понравился. Меня фильм очаровал. Я буду его пересматривать. Все это не потому, что так уж захватывающ фантастический сюжет или так уж трогательно развитие событий.
Об этом фильме в Сети сказано много. В основном ругательного: извратили, дескать, сюжет, возведенный на пьедестал филисофской мысли в кино самим Тарковским. Встречаются и оправдательные, когда из-под фантастических декораций вынимаются простые человеческие проблемы, впрочем потом затмеваемые обсуждением "тети-лошади" Реи. Но, несмотря на все прочитанное, для меня этот фильм так и остался загадкой.
продолжение в комментах
Мне фильм понравился. Меня фильм очаровал. Я буду его пересматривать. Все это не потому, что так уж захватывающ фантастический сюжет или так уж трогательно развитие событий.
Об этом фильме в Сети сказано много. В основном ругательного: извратили, дескать, сюжет, возведенный на пьедестал филисофской мысли в кино самим Тарковским. Встречаются и оправдательные, когда из-под фантастических декораций вынимаются простые человеческие проблемы, впрочем потом затмеваемые обсуждением "тети-лошади" Реи. Но, несмотря на все прочитанное, для меня этот фильм так и остался загадкой.
продолжение в комментах
Прежде всего, режиссер сразу и однозначно не оставляет шансов лемовским тайнам. Гибарян о своей гибели сообщает сам с экрана. О
ХариРее известно становится сразу все и даже больше. Сущность океана - уже не загадка даже для того, кто хоть изредка смотрит канал "Дискавери". И даже кто такие "гости" открыто говорится Тексты - полная условность, хотя, признаться, меня нервно дернуло, когда искалеченно прозвучал монолог про зеркало.Но есть один факт: Содерберг считает свой фильм завершенным. Настолько, что не стал жертвовать в угоду зрительским рейтингам изображением волосатого бедра (хм, zопы, собственно)Клуни во весь экран. Что же хотел сказать товарищ Стивен?
Книга Лема была о познании. Фильм Тарковского - о долге. А Содерберг предложил фильм об одиночестве. Одиночестве среди людей и среди машин в населеном мире, одиночестве как основном состоянии, когда измненения статуса пугают. Поэтому страх у Содерберга связан с нарушениями одиночества. Героям становится страшно, когда они перестают быть одни - и Кельвин в своих бесконечных флешбеках по ходу фильма, и обитатели станции со своими вернувшимися мертвыми родственниками, и Рея, скрывающая факт беременности, что она "не одна".
В фильме много Реи (буду думать, что такое модифицированное имя связано с особенностями английского произношения, хотя чем не устраивало, например, Гэри?) Она схематична как наведенная галлюцинация и при этом крайне реалистична внешне. Она некрасива - и безумно притягательна такая.
Что насмешило в фильме - это трансформации персонажей. Гость Гибаряна оказалась членом экипажа станции, при этом ее учили физике, а отправили в космос определять экономическую целесообразность проекта. При этом прилично помолодевший Снаут, который в английской огласовке прозвучал как Сноу, при упоминании о Гордон проводит рукой по шее, как будно дама постоянно под шафе.
Что понравилось: отношение к материалу. Режиссером был просмотрен фильм Тарковского и, конечно, прочитана книга. И Содерберг оставил каждому свое, не вступая в дискуссии с жанром фантастики и русским кино и не пытаясь оспаривать их права. Он корректно оставляет соляристику Лему и изучение души героев Тарковскому, беря себе оставшуюся свободной любовную линию, стараясь абстрагироваться от психологических клише в кино и иронизируя над ними (и собой) в финале. Он говорит свое слово. Обрывисто, подчеркуто ломано и мелодраматично. Но я люблю его за эту корректность.
Содерберг в режиссуре показался мне везунчиком: почти сразу масса наград, номинации, звезды в проектах. Настало время позволять себе говорить то, что хочется и как хочется. Он заслужил это право, говорить и быть услышанным.