Я была бы не я, если бы поездка на родину не вызвала у меня грустных мыслей.
Кладбище, на котором я сегодня была, находится на отшибе у рабочего поселка, где я родилась и прожила лет 15. Даже в лучшие свои времена этот поселок был далек от чудес цивилизации: основной вид транспорта - пешком, печки в домах топили углем, благо рядом куча работающих шахт. Не особо помогал в развитии инфраструктуры поселка находящийся рядом "ящик" - резиновая фабрика и химический комбинат с мировым именем. Но в те времена это был чистенький, благополучный и вполне заселенный поселок.
А сейчас он разрушается.
читать дальшеДетский сад и школа, куда я ходила, разрушены за ненадобностью. На их месте - неубранные кирпичи и остатки фундамента. Каждый второй дом - заколочен, если не разграблен. Ликвидировано также наше почтовое отделение - № 15. Тот дом, в котором находилась почта, тоже снесен. А ведь там еще был медпункт и чудесная библиотека. У меня там должен был абонемент остаться, я когда уезжала, не закрыла его. Мы с подругой дружили с библиотекарем, и она пускала нас в хранилище: несколько большущих по детским меркам комнат, сплошь уставленных стеллажами с книгами. Там так пахло! Можно было стоять у стеллажа и просто вдыхать сухой и теплый воздух, наполненный запахами бумаги и чего-то еще, синтетического, но не резкого. Может, так пахнет старая палитура?
А рядом с моей первой школой была потрясающая спортплощадка! Стальные лестницы, турники - как для подготовки к ГТО. И еще - не знаю почему - там была маленькая огороженная бетонная площадка с лавочками и местом для оркестра - "круг". И все эти конструкции были окружены порослью каких-то кустов, низкорослых, частопосаженных. Корни и ветви переплелись, и там было классно устраивать "халабуды" - маленькие домики для игры. Ветки сплетались так, что создавалась имитация двери, арки окна, и всегда находилось место, куда можно приткнуть доску и соорудить внутри домика лавку. А кроны смыкались так плотно, что несильный дождь не проникал внутрь.
В тот год, когда я пришла в первый класс, школу сократили, и из восьмилетки она стала начальной - только три класса. Это было строение барачного типа - длинное и одноэтажное. Старшие классы раньше располагались в соседнем здании, такого же типа. Но когда школу сократили, там устроили вытрезвитель. Это было неплохо: в школьном дворе всегда была милиция а еще зимой можно было пойти туда погреться в фойе, если так получилось, что ты пришел раньще, чем учитель с ключом.
В школьном дворе росли астры, а над ними всегда было полно "часиков" - шмелей. если его поймать и спрятать в сомкнутых ладонях, он жужжит там будто бы как часы. Я этого не понимала, а однажды поймала пчелу, и она меня укусила.
Рядом со школой находилась мамина работа - районный ОРС. Его сейчас тоже нет, рыночной экономике это здание оказалось ненужным. Как там было хорошо! Какие там работали люди! В централизованной бухгалтерии на картотеке работала Леночка, молодая женщина с дефектами роста. Проще говоря, карлик. Даже первоклассница, я была выше нее. Она очень любила кино, и неплохо в нем разбиралась. Именно она познакомила меня с фильмами Тарковского, и я так же, как и она, испытываю сильную привязаность к Донатасу Банионису.
А еще там работала в кредитном отделе Наташа. Она сочиняла потрясающие фантастические рассказы. И именно с ней я впервые попала в клуб любителей фантастики.
А в другом отделе, я уже не помню, в каком именно, работал Юрий Петрович, который, несмотря на свой почтенный возраст, серьезно увлекался коллекционированием марок.
А тетя Рая из второй бухгалтерии писала стихи... А тетя Света потрясающе быстро печатала...
Эти люди научили меня просто и незашоренно жить. Впускать в свою жизнь простые радости и смешные и несерьезные хобби.